Monday, September 5, 2016

Метод Монтессори - самое главное


Этот пост посвящаю Марии Монтессори и всем родителям и деткам, благодаря которым моя внутренняя девочка вспомнила, что умеет рисовать, мастерить, клеить, лепить, танцевать и кувыркаться, смотреть в поролоновую трубу как в подзорную, играть на кастрюле. В общем, разными способами выходить за пределы накатанных форм. Вспомнила, как оно здорово - жить свежо и ново. Зажила творческой жизнью. И творя, естественным образом, стала делиться с детьми тем, как это. Жить-творить:)


фото: Галина Керенская

Начну с признания в любви и выражения глубокой благодарности моим учителям, поддержавшим меня в процессе моего долгого и плодотворного погружения в Монтессори-педагогику. И поделюсь тем ценным, чему я научилась у метода Монтессори, как педагог, как мама, как человек.
Мир, созданный Марией Монтессори, имеет богатую форму и глубокое содержание. Хорошо оборудованный Монтессори-класс завораживает сразу: множество маленьких игрушек, в которые, независимо от возраста хочется поиграть, идеальный порядок, в котором дети творят и развиваются.
Атмосфера свободы выбора и следование за импульсом ребенка в его исследовании мира. Моменты концентрации, когда ребетенок сосредоточенно и в то же время в своем темпе осваивает новые предметы и игрушки (пособия). Осваивает свое тело и себя в этом мире.
Это форма.
А есть еще и содержание. Суть того, что делала сама Мария Монтессори. Того, как она исследовала детский мир, как создавала новую форму, ставшую уже в наши дни классической.
Так вот.
На мой взгляд, самое ценное - это процесс погружения самой Марии Монтессори в мир детей.
Не столько форма, которую эта выдающаяся женщина создала, сколько сам путь, который она проделала, и на ключевое значение которого указывала в своих работах. Удивительным образом, Мария Монтессори умела оказаться в состоянии внутреннего наблюдателя, максимально открытого миру детей. Без шаблонов о том, как "надо", без ожиданий, как "хорошо", она сонастраивалась с живым процессом взаимодействия детей. И через эту открытость видела глубинные запросы детей и их потребности.
Благодаря этому родилась форма, развилось глубокое понимание сенсорных периодов развития деток, благодаря этому случилась магия эффективности метода Монтессори.

Без этого качества наблюдения и открытости, без готовности снова и снова забывать все, что знаешь и с открытым сердцем исследовать мир детей, создавать новые формы, даже самый лучший набор Монтессори-пособий не будет работать, не даст глубокого контакта с ребенком, не послужит полному расцвету талантов как педагога, так и ребенка.

Наверное, как и многие поклонницы метода Монтессори я начинала с очарованности формой, держалась за нее, опиралась на нее, а пришла, в итоге к мастерству сути наблюдения - возможности быть открытой и спонтанной.
С кем, как не с детьми это получается наиболее захватывающе и плодотворно!  
Поэтому, резюмирую свой пост таким пространным пожеланием, обращенным к себе в первую очередь: ищите внутри состояние наблюдателя, забывайте все, что знаете, открывайтесь миру, своим детям, не полагайтесь только на проверенные формы, творите, в первую очередь сами, с детьми, будьте в этом искренни и счастливы :)
        

No comments:

Post a Comment